Анализируются ключевые проблемы законодательного регулирования их охраны в сравнительном контексте с правовой моделью охраны объектов культурного наследия. На основе аналитического исследования российского законодательства об охране окружающей среды и объектах культурного наследия приводятся выводы о невозможности отнесения озера Байкал и его притоков к особо охраняемым водным объектам и особо ценным объектам культурного наследия в существующем правовом поле.
Подобное ставит уникальное по экологической ценности озеро, включенное в список всемирного природного наследия, в неравное положение с иными, в том числе, менее ценными водными объектами, расположенными на особо охраняемых природных территориях. Сложившаяся в сфере правовой охраны озера Байкал ситуация характерна для подавляющего большинства природных объектов, включенных в Список всемирного природного наследия, расположенных на территории России.
Отсутствие специального правового регулирования данной сферы правоотношений свидетельствует о недостаточности целенаправленной внутренней политики в отношении сохранения объектов всемирного природного наследия.
Мы обосновываем необходимость углубленного анализа существующих правовых моделей, способствующих усилению охраны объектов всемирного наследия в целях создания специального внутригосударственного правового регулирования деятельности по их охране. В заключении отмечается значимость проведения дальнейших исследований рассмотренных в настоящей статье вопросов.
Прочитать научную статью можно по ссылке